Партнеры:

Оформление в собственность земельных участков в Москве (в т.ч. на которых расположены здания, строения и сооружения)

Главная особенность предоставления земельных участков в Москве содержится в п. 1 ст. 14 Закона г. Москвы от 14 мая 2003 г. № 27 "О землепользовании и застройке в г. Москве" (далее Закон г. Москвы "О землепользовании и застройке в г. Москве"), где, в частности, говорится, что в случаях, когда федеральными законами не устанавливается обязательность отчуждения земельного участка из собственности города Москвы, предоставление в аренду является основной (преимущественной) формой распоряжения землями, находящимися в собственности города Москвы.

Данное "ограничение" землепользования было введено в социально-экономических целях, так как арендные платежи за землю в Москве образуют одну из существенных статей доходной части городского бюджета, и в основном оно касается хозяйствующих субъектов, которые осуществляют на территории г. Москвы предпринимательскую и иные виды хозяйственной деятельности.

Земельное законодательство, в соответствии с п. "к" ст. 71 Конституции РФ, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что предопределяет двойную правовую природу земельных отношений. Согласно п. 5 ст. 76 Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В данном случае мы видим пример яркого противоречия п. 1 ст. 14 Закона г. Москвы от 14 мая 2003 г. № 27 "О землепользовании и застройке в г. Москве" федеральному законодательству ( ч. 1 ст. 36 Конституции РФ, ст. 28 ЗК РФ, ст. 28 Федерального закона РФ от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").

Что интересно, Законом г. Москвы от 11 апреля 2001 г. № 12 "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы" установлена альтернатива федеральному законодательству, предусматривающей временную замену права выкупа земельного участка в порядке приватизации заключением долгосрочного (на 49 лет) договора аренды. Это положение было введено ввиду отсутствия нормативных документов, регламентирующих порядок приватизации земельных участков - п. 2 ст. 45 Закона г. Москвы от 11 апреля 2001 г. № 12 "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы".

В ст. 14 Закона г. Москвы "О землепользовании и застройке в г. Москве" указана оговорка "в случаях, когда федеральными законами не устанавливается обязательность отчуждения земельного участка из собственности города Москвы…". Таким образом, приватизировать земельный участок в Москве можно, только в случае, когда такое обязательство в отношении Москвы содержится в федеральном законодательстве.
Те случаи предоставления земель в частную собственность, предусмотренные федеральным законодательством, отражены в соответствующих нормах Земельного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона РФ от 21 декабря 2001 г. № 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Земельным кодексом РФ (пп. 1 и 2 ст. 28) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в собственность за плату (в порядке приватизации).
Причём в п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ (далее, ЗК РФ), содержится перечень оснований отказа в предоставлении земельного участка в собственность. Так, заявителям может быть отказано в предоставлении земельного участка в случаях:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Если федеральным законом разрешено предоставлять в частную собственность земельные участки, ограниченные в обороте и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, то отказ в их предоставлении будет также неправомерным (абз. 5 п. 4 ст. 28 ЗК РФ).

Следовательно, во всех других случаях юридическое лицо вправе обратится в Правительство Москвы с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ.

При этом, больше шансов приобрести в собственность (в порядке приватизации) земельные участки у тех юридических, которые уже имеют в собственности, находящиеся на них здания, строения и сооружения (абз. 2 ст. 36 Земельного кодекса РФ).

Право собственности на земельные участки, расположенные в пределах административной черты города, они приобретают в соответствии с Земельным кодексом РФ (абз. 2 п. 1 ст. 36 ЗК РФ), Законом г. Москвы Закона г. Москвы "О землепользовании и застройке в г. Москве" (п. 2 ст. 6 Закона). Однако, до сих пор отсутствует ведомственная нормативная база (в виде инструкций и приказов) на уровне Москомзема и Департамента имущественных отношений г. Москвы по оформлению права собственности указанными категориям лиц, что создаёт некоторые неудобства для потенциальных собственников земли.

Несмотря на то, что Земельным кодексом РФ, Федеральным законом РФ от 21 декабря 2001 г. № 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества" более или менее урегулирован порядок приватизации земельного участка, на котором находятся здания, строения и сооружения, то в Москве, следует повториться, пока отсутствует правовая база по приватизации земельных участков данной категории, вследствие чего Законом г. Москвы "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы" и предусмотрено предоставление прав долгосрочной аренды вместо положенного по федеральному законодательству права выкупа земли.


Заявка на услуги


*Поля необходимые для заполнения



Яндекс.Метрика