Партнеры:

Оформление в собственность земельных участков в Москве и Московской области

Оформление в собственность земельных участков в Москве (в т.ч. на которых расположены здания, строения и сооружения)

Главная особенность предоставления земельных участков в Москве содержится в п. 1 ст. 14 Закона г. Москвы от 14 мая 2003 г. № 27 "О землепользовании и застройке в г. Москве" (далее Закон г. Москвы "О землепользовании и застройке в г. Москве"), где, в частности, говорится, что в случаях, когда федеральными законами не устанавливается обязательность отчуждения земельного участка из собственности города Москвы, предоставление в аренду является основной (преимущественной) формой распоряжения землями, находящимися в собственности города Москвы.

Данное "ограничение" землепользования было введено в социально-экономических целях, так как арендные платежи за землю в Москве образуют одну из существенных статей доходной части городского бюджета, и в основном оно касается хозяйствующих субъектов, которые осуществляют на территории г. Москвы предпринимательскую и иные виды хозяйственной деятельности.

Земельное законодательство, в соответствии с п. "к" ст. 71 Конституции РФ, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что предопределяет двойную правовую природу земельных отношений. Согласно п. 5 ст. 76 Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В данном случае мы видим пример яркого противоречия п. 1 ст. 14 Закона г. Москвы от 14 мая 2003 г. № 27 "О землепользовании и застройке в г. Москве" федеральному законодательству ( ч. 1 ст. 36 Конституции РФ, ст. 28 ЗК РФ, ст. 28 Федерального закона РФ от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").

Что интересно, Законом г. Москвы от 11 апреля 2001 г. № 12 "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы" установлена альтернатива федеральному законодательству, предусматривающей временную замену права выкупа земельного участка в порядке приватизации заключением долгосрочного (на 49 лет) договора аренды. Это положение было введено ввиду отсутствия нормативных документов, регламентирующих порядок приватизации земельных участков - п. 2 ст. 45 Закона г. Москвы от 11 апреля 2001 г. № 12 "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы".

В ст. 14 Закона г. Москвы "О землепользовании и застройке в г. Москве" указана оговорка "в случаях, когда федеральными законами не устанавливается обязательность отчуждения земельного участка из собственности города Москвы…". Таким образом, приватизировать земельный участок в Москве можно, только в случае, когда такое обязательство в отношении Москвы содержится в федеральном законодательстве.
Те случаи предоставления земель в частную собственность, предусмотренные федеральным законодательством, отражены в соответствующих нормах Земельного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона РФ от 21 декабря 2001 г. № 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Земельным кодексом РФ (пп. 1 и 2 ст. 28) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в собственность за плату (в порядке приватизации). Причём в п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ (далее, ЗК РФ), содержится перечень оснований отказа в предоставлении земельного участка в собственность. Так, заявителям может быть отказано в предоставлении земельного участка в случаях:

- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Если федеральным законом разрешено предоставлять в частную собственность земельные участки, ограниченные в обороте и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, то отказ в их предоставлении будет также неправомерным (абз. 5 п. 4 ст. 28 ЗК РФ).

Следовательно, во всех других случаях юридическое лицо вправе обратится в Правительство Москвы с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ.

При этом, больше шансов приобрести в собственность (в порядке приватизации) земельные участки у тех юридических, которые уже имеют в собственности, находящиеся на них здания, строения и сооружения (абз. 2 ст. 36 Земельного кодекса РФ).

Право собственности на земельные участки, расположенные в пределах административной черты города, они приобретают в соответствии с Земельным кодексом РФ (абз. 2 п. 1 ст. 36 ЗК РФ), Законом г. Москвы Закона г. Москвы "О землепользовании и застройке в г. Москве" (п. 2 ст. 6 Закона) и Постановлением Правительства Москвы № 411-ПП. В регламенте Департамента земельных Ресурсов Москвы предусмотрен срок рассмотрения заявок - 60 дней, но на самом деле эти сроки никогда не соблюдаются!

И зачастую заявители получают необоснованные законодательством отказы в выкупе по льготной ставке земельных участков под объектами недвижимости, находящимися в их собственности.

Чтобы избежать лишней потери времени на получение отказов и судебные споры с Правительством Москвы необходимо обращаться к профессиональным юристам специализирующимся на данных земельных вопросах. Зачастую отказы чиновники готовят пользуясь недочетами в поданных заявителями документах.

О наших услугах в приватизации (выкупе) земельных участков и оформлении прав аренды на земельные участки в Москве можно узнать подробнее здесь.

Оформление в собственность земельного участка в Московской области

Оформление земельного участка в собственность осуществляется по правилам, установленным федеральным и региональным законодательством.

Для приобретения в собственность земельного участка в целях осуществления на нём предпринимательской или некоммерческой деятельности заинтересованное лицо обращается в исполнительный орган местного самоуправления муниципального образования Московской области либо в Министерство имущественных отношений Московской области, в зависимости от размера запрашиваемого земельного участка, с заявлением на покупку земельного участка (в 3-х экземплярах).

К заявлению прилагаются:

- Заверенная нотариально на дату подачи заявления копия документа, удостоверяющего право на испрашиваемый земельный участок (Государственный акт, свидетельство о государственной регистрации прав на землю, договор аренды земельного участка и др.) и в случае приобретения объектов недвижимости, находящихся на земельном участке, представленном в пользование иному лицу - Уведомление по рекомендуемой форме о том, что правообладатель не возражает против переоформления принадлежащего ему права на земельный участок.
- Заверенная нотариально на дату подачи заявления копии свидетельств государственной регистрации права собственности на каждый из объектов недвижимости (здания, строения, сооружения, объекты незавершённого строительства), расположенных на данном земельном участке (при наличии объектов недвижимости).
- Копия плана приватизации и копия решения о приватизации расположенных на земельном участке объектов недвижимости или копия иного документа о приватизации таких объектов (при наличии объектов недвижимости и если объекты ранее приватизировались из государственной или муниципальной собственности), либо документы, подтверждающие, что объекты недвижимости никогда не находились в государственной или муниципальной собственности.
- Кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) по форме В1, В2, В3, В4, изготовленный в установленном порядке и удостоверенный соответствующим территориальным органом, на который возложены функции по ведению государственного земельного кадастра (подлинник в 3-х экземплярах).
- Справка о размере земельного налога и площади земельного участка (подлинник в 3-х экземплярах), заявленного для приобретения в собственность, подписанная руководителем ИМНС РФ по соответствующем городу (району) - для застроенных земельных участков.
- Нотариально заверенные копии учредительных документов.
- Нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица и нотариально заверенная копия свидетельства ИМНС РФ о внесении записи о регистрации юридического лица в ЕГРЮ.
- Выписка из протокола заседания (решения) уполномоченного в соответствии с учредительными документами органа юридического лица о приобретении в собственность земельного участка, заверенная печатью юридического лица.
- Выписка из протокола заседания (решения) уполномоченного органа юридического лица о назначении руководителя, заверенная печатью юридического лица.
- В случае представления интересов заявителя другим лицом - оригинал доверенности, выданной представителю на право действовать от имени покупателя.
- В случае покупки земельного участка, арендодателем которого является Минмособлимущество - справку из отдела аренды Минмособлимущества об отсутствии задолженности по арендной плате на подаче заявления на покупку земельного участка.
- Сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в уставном капитале юридического лица (выписка из реестра акционеров для акционерных обществ или иной документ для других обществ).
- Сопроводительное письмо.


Земельные участки:


Заявка на услуги


*Поля необходимые для заполнения



Яндекс.Метрика